Домашняя страница

Урал Северный
Франция
Хакасия
Ханты-Мансийский Автономный Округ г. Надым(ЯНАО) и Усть-Илимск (Иркутская обл.)
Чехия
Шри-Ланка
Эко - йога тур
Экспедиция "Восточный Гиндукуш" территория Афганистан Пакистан.
Якутская область
Контакты
Подписка на новости
Интересно
Как выбирать, паковать и одевать рюкзак в походе.
Времена, когда люди ходили с неудобными и тяжёлыми рюкзаками, остались далеко в прошлом. Современные технологии позволяют насладиться окружающими красотами, практически не обращая внимания на дополнительный вес за спиной. Всё это – благодаря анатомической конструкции рюкзака.
Далее
ПРИГЛАШАЕМ В ПУТЕШЕСТВИЯ!

ПУТЕШЕСТВИЯ ПОД КЛЮЧ

Все Путешествия  » Иван Кравцов
Хакасия: Мы с Семёном топим лед… (Поход на южный Борус, 10-12 июня)

Еще за год до приключения у нас с Мосиным Семёном родилась идея этого маршрута, а именно поход не НА хребет Борус, а ЗА НЕГО, к южным озерам. По-моему, сидя в баньке мы сказали: «Надо!». Ну и на следующий год, согласовав даты, планы, бытовуху мы-таки собрались! Для справки: Хребет Борус – живописный горный хребет Западных Саян, местный «Ноев ковчег», излюбленное место походов, как туристов Хакасии, так и Красноярцев. Имеет несколько характерных вершин, 2 из которых Малый и Большой Борус. Собственно Большой Борус – пик, высота ~ 2300мНадо сказать меня двигала еще одна мысля: я вырос под этим хребтом, но на вершине так ни разу и не был. И вроде не сложно, а как-то не складывалось. Еще Борус меня «отпугивал» своим постоянным подъёмом, весь поход прешь вверх, лень матушка. В данном контексте те же Ергаки мне нравились многим больше, да и живописнее. Но тут я уже повзрослел чутка, жопа от офисной работы требует разминки, поэтому лень постоянного подъема превращается в мотивацию)))Итак, мы собрались перевалить за хребет, спуститься на южную сторону и погулять там. Также старались учесть мое желание побывать на вершине. Часть опыта прошлых походов Семёна и немного информации от других туристов сложили наш маршрут, точнее варианты маршрутов. Целью явилось озеро Южное в первый день похода. Далее по плану (точнее по дерзкому плану) было гуляние по окрестным озерам на южной стороне. И третий день – возвращение с южной стороны домой, обратно через хребет.9 июняЯ мчу из Томска в Саяногорск, к старому доброму другу Семёну (хотел написать деду Семёну), по пути везу попутчиков «Бла Бла Каром», план суров и плотен: 10го утром у нас ранний выход, а ведь еще нужно перепаковаться в Саяногорске, пообщаться с родными и далее в п. Черемушки, к Семёну, чтобы оттуда сразу ногами стартовать ранним утром. Семён после работы оперативно решает свои дела, отвозит в Абакан свое семейство и мчит обратно. Встречаемся! Ура! Теперь 3 дня наши! Сёмич доделывает свои «жуликовские махинации» на финансовых рынках и все, инет отрубаем и мчим в Черемушки, время уже ночь, а нам еще перепаковаться, желательно поспать. А ведь не виделись кучу времени, столько всего хочется обсудить, поговорить, в общем, мы на позитиве, в атмосфере «правильного распиздяйства». Так мы пробыли в этой атмосфере до 3 ночи))) А стартовать планировали в 7 утра. Долгие мучения выбора дождевика выбили нас из колеи. Спим.10 июняПодъем тоже получился в атмосфере «правильного распиздяйства». В итоге вышли мы только в 8 утра. Поспали всего несколько часов и не позавтракали, идем на голодную, один кофеек утренний (да не простой, а из какашек «вьетнамских сусликов») и ночной перекус зеленушки с мяском, приправленный рюмочкой-другой. Прекрасное свежее утро, голубое небо, ни с чем несравнимый Черёмушкинский воздух, мы ишачим вверх по скучной гравийной дороге, мимо начинают проезжать машины. База, отмечаемся, пишем дату возвращения. Ура, тропа. Уже веселее. Тело начинает осознавать тот груз, который предстоит тащить весь день, точнее все 3 дня! На тропе добрым словом вспоминаем наших любимых жен и скверными словами свои глупые сущности: дело в том, что они клали нам с собой средства от комаров и средства после укусов, но мы-то крутые! Рэмбо! Зачем нам в прекрасных Саянах средства от кровососущих, зачем лишний вес таскать? «Так комаров-то нет» — воскликнул Семён! (Мля!!! Да лучше бы долбаных барбарисок на 100г меньше взяли!). С развилки на водопад нас преследовали дичайшие оводы! Здоровые, жирные! «Откуда же их тут столько?» — удивился Семён. А погодка-то ясная, жаркая, мы раздетые! Вверх одетым идти совсем печально. Идиоты!)))Вышли на курумник, отлично, сейчас оводы отпадут… Нет! Не тут-то было! Приклеились.

По дороге обгоняли бабулю, шла налегке и очень бодро. Но мы-то Рэмбо! Надо обогнать, несмотря на то, что груженые по полной. В итоге потом долго от нее «убегали», боясь, что она нас нагонит…)))На первой куруме встречаем горного бегуна (скайраннер по-моему), он решил «размяться» и с утра сбегать до вершины! Блин, время часов 10 утра, а он уже бежит с вершины! И почти спустился!Первый рубеж – Бабьи слезы, взят. Это так зовется перевальчик, с которого открывается вид собственно на сам хребет Борус, ну и слезы, потому что там ты осознаешь, что то, что ты прошел – это такая мелочь… Второй рубеж – Венеция, популярное место базовых стоянок. Первое что видим – куча народа, палаток, пьяные тела пошатываются от палатки к палатке, особо храбрые – через речку по бревнышку. Неприятное зрелище. Радуемся, что мы идем на южную сторону, где мало кто бывает. Погода прекрасная, правда, жарко. Начинаю замечать, что идти на голодную очень здорово, особенно в жару. Организму легче.Проходим Венецию, начинаем подъем на Подошву. Далее по куруме с небольшим, но постоянным подъемом идем на перемычку между Малым Борусом и пиком Кошурникова, именно там и планируем «падать» на южную сторону.На седловине отрываемся от последних оводов, которые изрядно поели нам тело и нервы. Идти тяжело, жара, прогноз был +32, тенька нет, так как тут уже деревьев нет, а идти-то нужно! От воды мы поднялись. Несем с собой одну бутылку 1.3 литра, а вторую 0,5. Стараемся пить мало, но периодично, чтобы не крякнуть от перегрева. Местами на куруме «крыша плыла», приходилось останавливаться.

Удивительно, что мы уже были практически на хребте, но ветра не было, штиль! И это в горах! Я такого еще не встречал. Единственное подозрение, что фоновый ветер отсутствовал, а потоки сходили слабые и с южной стороны, а мы шли с северной, соответственно никак не ощущали их схода. Орлов (коршунов) нет, зато вороны! Крякают на всю долину! Вообще пейзажи восхищают, но они тревожные, суровые, безжизненные. Скалы, курума, вороны и солнце. Между курумы пауки плетут свои сети, единственная живность. По пути натыкаемся на воду! Вот оно счастье, оазис в скалистой пустыне! Водица бьет прямо из скалы тонкой струйкой и растекается по поверхности. Делаем передышку, пополняем запасы воды и идем дальше. Путь еще долгий, мы еще даже не видим что нас ждет за перемычкой, там никто из нас еще не бывал.Перемычка!Мы на распутье. Нас пугает неясность и визуальная опасность спуска на южную сторону, усталость, перегрев и удаленность цели, места первой стоянки (озеро «Среднее» или «Чертов след»). Визуально спуск не весь просматривается и есть вероятность, что мы упремся на обрыв, а мы альпинизм не предполагали. Но по словам людей, с кем советовались, они говорили о пешем проходе этой перемычки, к тому же на подходе мы видели пару меток краской, в виде стрелок на камнях. Пойти вниз или назад? Время-то 5 часов дня, и солнышко скоро зайдёт. Если идем назад и спускаемся до «публичной» стоянки – рушится наш план погулять по южному борусу, т.к. учитывая трудность маршрута, ограниченность по времени и неясности самого маршрута – это малореально.

Сидим, кумекаем, дышим.Решено, идем на ЙУХ!Начинаем слепой спуск, все бы ничего, но с тяжелыми и габаритными рюкзаками тяжеловато. Получалось, что шли в противоположные стороны, с одной стороны обрыв, с другой нормально, и так потихоньку спускаемся. И почти уже в конце спуска самый трудный «слепой» участок проходим с веревкой: спускали рюкзаки на веревке. Дальше проще, камни, сыпуха, снег (покатались в июне на снежной горке!). Время поджимает, солнце садится, а нам еще прилично топать до озера, до него палатку поставить негде, кругом одна крупная курума.Мы дошли до озера! Красота! Тишина! Время почти 8 часов. Одни только вороны крякают на всю долинку, да «медведь камни кидает» периодически. Нашли единственное приличное местечко под палатку, есть костровище, делаем ужин.Первая нормальная еда за весь день! Шли 12 часов! Перекусы – только конфеты и сникерсы с водой – это наш недочет. Зато слегка злые и голодные, самое то, что нужно для активной прогулки. После еды меня бросило в дрожь, проявился перегрев. Сон…. 11июняРанний подъем и купание в рассветных лучах Солнца! Наше озерцо полностью открыто восточной стороне, плюс восточный скальный «цирк» дополнительно отражает лучи! Искупался в нашем милом озере, красота! Семёныч тоже встал и на водные процедуры! После перекуса решили налегке пробежаться по окрестностям и осмотреться что есть вокруг. А вокруг, как оказалось, не видно других озер. А на карте все выглядело проще. Рельеф достаточно изрезан и обманчив.

Зато нам открылись бесконечные горы, уходящие в горизонт. Некоторые еще покрыты зимними шапками. Там Саяны, Тува. Совершенно «рериховские» горы: градиент синих цветов менялся с их удаленностью от темных, до совсем светлых. Безветренная и ясная погода добавляла атмосфере глубинную тишь, мы растворялись в происходящем. Открылось Саяно-Шушенское водохранилище, Джойская Сосновка. Сразу начали появляться мысли маршрутов туда или оттуда через Борус. Но это поход через суровую тайгу, к этому нужно быть готовым.Посмотрев на перевал, с которого мы пришли на южную сторону, со стороны — нам стало еще более неохото подниматься той дорогой обратно, он выглядит практически отвесным. Зато наше озеро расположено как раз между малым и большим Борусом, и подъем выглядит намного добрее, хотя протяженность внушает. Покумекали и решили обратно идти другой, новой, неизвестной, но визуально многим простой дорогой – в лоб между малым и большим Борусом. Склон – сплошной курумник, по сути как и весь Борус от подножья, склон Южный, жаркий, визуально без наличия воды, но есть снег в одном месте и это здорово. Перепад от озера оказался, по-моему, 600м до хребта и там еще 200-300м перепада до вершины Боруса.Вернувшись к лагерю мы оперативно поели, собрались, искупались и двинулись с Богом по новому подъему. На крайний случай мы знали пусть и сложный, но проверенный путь обратно через перешеек, но уж очень не хотелось там переться.Подъем в лоб оказался вполне сносный, равномерный, монотонный, по камушкам-по камушкам… Мы к огромной радости увидели, что склон содержит гораздо больше мест с еще не растаявшим снегом (хотя это южный склон! Я это объясняю только лишь тем, что там его надувает в разы больше, поэтому и не успевает весь растаять до середины лета), на этих местах растут альпийские луга, часто бегут ручейки с талой водой. Такие места были спасительны под знойным солнцем на южном каменном склоне и мы, перепрыгивая с одного «белого пятачка» до другого продвигались вверх.Уже на подходе к хребту мы увидели и услышали толпы туристов. Борус очень популярен, особенно в выходные, да в прекрасную погодку… Группы шныряли по хребту туда-обратно, а мы потихоньку, как диверсанты, подползали с юга.Выйдя на хребет мы были очень счастливы, т.к. открыли для себя путь к южному Борусу и нашли удачную обратную дорогу.Приняли решение подняться до вершины Боруса и спускаться не по основному хребту, а через пик Дураков. Название оказалось говорящим…На пути к вершине мы шли в потоке туристов, большинство с огромным недоумением смотрели на нас: их поражало, что мы тут делаем с полными рюкзаками!

Дело в том, что большинство ходят радиалки с Венеции или Банзайки. Кто-то даже пытался подшучивать над нами, мол «вы чего, потерялись?», но когда мы показывали пальцем на ту «небольшую лужицу» на южной стороне – лица их менялись.Прямо перед вершиной встретили Олега Лаврёнова и его команду, было приятно увидеться в таком месте! Обменялись эмоциями, новостями, договорились встретиться у них в лагере на Банзае, но этому не суждено было сбыться…Мы на вершине! Ура! Перед нами открывается весь мир! На юге бесконечные горы, на севере горы переходят в степь. Нам открылись два соседних озера, которые мы никак не могли разглядеть снизу, озеро верхнее оказалось без деревьев, и смысла туда идти нет, а южное хоть и в деревьях, но довольное маленькое.Но также нам открылась и иная картина: поднявшись на вершину нам стало хорошо видно погоду с севера, которую мы совершенно не видели, поднимаясь по южной стороне, и ничего не предвещало ухудшения. А тут мы явно видели быстро надвигающийся фронт. Понимая, что нам предстоит сложный спуск с полными рюкзаками мы стали поторапливаться, чтобы как можно ниже уйти до наступления непогоды. Сделали несколько фото, видео, перекусили последними сникерсами и двинулись вниз.Путь лег по хребту на пик Дураков. Нам удалось успеть спуститься лишь на пару-тройку сотен метров по хребту и на трудной дороге нас накрыл ураган. Честно говоря, в такую ситуацию я еще ни разу не попадал в горах. Тут все было по-настоящему: на хребте, кругом одни скалы, курума, спрятаться негде. Порывы ветра кидали нас с рюкзаками из стороны в сторону. Порой порыв мог прилететь с противоположной стороны, следовало приседать. Камни быстро мокли и требовалось сохранять спокойствие и сосредоточенность, чтобы не оступиться. Видимость стала падать до 10-20 метров, мы оказались в облаке. Было принято решение уходить с хребта вниз по горе в цирк между малым и большим Борусом, дабы как можно скорее скинуть высоту, обрести нормальную видимость и продолжить путь с меньшим ветром уже по долине. Местами крупная курума сменялась мелкой и даже сыпухой. В мокрых условиях это становилось серьезной проблемой. Мы с Семёном держали дистанцию между собой такую, чтобы с одной стороны успеть отпрыгнуть от возможного покатившегося камня, с другой стороны чтобы не терять визуальный контакт друг с другом. Практика показала, что мой дождевик совершенно не подходит для активных спусков и подъемов в непогоду: дело в том, что он пончо, т.е. просто сверху облегает, без рук. Так в этих ужасных условиях он пару раз меня чуть не убил: порывами ветра лепестки этого дождевика неожиданно закрывали мне лицо и я начинал терять ориентацию, вестибулярка барахлила. Я не ожидал такого поведения организма, но это факт.

Я откидывал дождевик с лица и, пошатываясь, «искал горизонт». Возможно, повлияли общая утомленность, перегрузка и перегрев второй день подряд. В итоге я скинул дождевик, иначе он мог бы сделать только хуже. В те минуты я, честно говоря, начал терять холодный здравый рассудок и начал психовать на Сёму, по поводу выбора маршрута и т.д. Но другого варианта у нас уже не было и я постарался взять себя в руки. Далее мой «псих» тут же себя проявил и проучил. А дело было так: У меня тренога стала на крутом спуске регулярно выпадывать из скрученного каримата, прям достала уже. И в тот момент я подумал: «Раз постоянно выпадывает, значит для чего-то, а почему бы не использовать ее как опору». Семён то с палкой. И это был рок. Потому что тренога была в скользком чехле. И только я оперся на нее да на скользкий мокрый гранит – как тут же полетел вниз… Тренога поехала, вместе с ней я, нога ушла под меня (подвернулась), а я (каким-то чудом, инстинктом, ангелом хранителем) кувыркнулся не вниз, а вправо на склон через плечо и рухнул на рюкзак, который спас спину. Про ногу я понял сразу, что с ней будут проблемы, но не перелом и боли нет. Семён рассказал как выглядело со стороны, и как мои глазки увеличивались.Идем дальше. Эта ситуация меня конечно же сразу осадила. В одном месте, чтобы не возвращаться, мы решили спустить рюкзаки на веревке. Опыт уже имеется. Мы спустились в долину и немного отдышались. Мокрые, холодно, голодно. Нам предстояло еще прилично идти до леса, до Банзая. Время уже тоже было вечернее, света мало. Непогода.В итоге проходя одну лощинку нам приглянулось одно место: это была ямка, в которой росли несколько приличных кедрушек, рядом был кусок снега, под ним журчала вода. Это прям оазис среди безжизненного скального царства. Мы заглянули чуть дальше по спуску и не увидели ничего лучше, решили ставиться здесь, готовить еду и переживать ночь, не дойдя до места штатной стоянки, Банзая.Кедр отлично спасал от дождя, а ямка все же прикрывала от сильнейших ветровых ударов, которые падали на нас с хребта. Это действительно были удары. В один из таких «ветровых» набегов наш мокрый рюкзак, оставленный под другим деревом, прилетел за несколько метров и упал прямо на палатку. Вода журчала под снегом в камнях, но легко до нее не добраться. Поэтому мы топили снег и на нем готовили еду. Готовили на газе, прямо в палатке, пока снаружи разгоралась непогода. У нас родилась своя тема на песню Грибов «между нами тает лед…».

Мы пели: «Мы с Семеном топим лед, и пускай нас никто не поймет (найдет)…» В общем, мы уже угарали, жизнь налаживалась, а припасенная Сёмина самогоночка была как никогда кстати.Под вечер у меня разнылась нога (самогоночка отпускала), никак не давала уснуть. Опухоли сильной не было, но боль приличная. Сначала сделали компресс самогонкой, а потом еще закинул таблеточку кеторола и тогда уснул. Была тревога, что на утро нога не даст нормально идти, но нет. Все отлично! Зафиксировав сустав эластичным бинтом я смог нормально ходить.Ночью Сема положил мои любимые барбариски мне под голову, наверное, специально, чтобы медведь пришел на них и съел меня первым).12 июняУтро было прекрасным, погода разъяснилась, будто ничего и не было. Мы увидели где находимся, откуда пришли. Это впечатляло! Но еще раз там спускаться по мокрым камням я бы не стал. Моя нога была в порядке, и мы четко представляли сколько нам осталось до дома, так что мы позволили себе «поватничать» до обеда, отпивались чаем, кушали, отдыхали на протяжении 5 часов.В обед выдвинулись в сторону дома. Путь был спокойным, под горочку. На Бабьих слезах попрощались с Борусом, поблагодарили его, что он подарил нам все, что мы хотели: новые виды, места, приключения, трудности и испытания. Мы стали крепче духом!Уже под конец дороги, у п. Черёмушки мы искупались в импровизированном водопаде от горной речушки. Хорошая перезагрузка! И мы обновленные, свеженькие пришли домой! Счастливые по уши! Это был прекрасный поход! Спасибо!Друзья, если Вам интересно узнать какие-то подробности похода — мы открыты для общения! Обращайтесь ко мне (https://vk.com/skyjohn) или Семену (https://vk.com/mosam)Источник с фото - http://ikrava.ru/my-s-semyonom-topim-led-poxod-na-yuzhnyj-borus-10-12-iyunya.html