До 2002 года здесь было два поселка с названием Кармадон — Верхний Кармадон и Нижний Кармадон. Первый был полностью уничтожен селевым потоком, сошедшим с ледника Колка. Остался единственный Кармадон, где по-прежнему очень красиво: роскошные пейзажи, заснеженные горные хребты, прямо как на этикетке минералки. Тут же видно, во что лавина превратила ущелье: огромная серо-бурая клякса тянется на много километров. В сентябре 2002 года эта масса песка, воды, камней и льда со скоростью более ста километров в час неслась по долине, уничтожая все на своем пути. Местные жители вспоминают тот день, словно он был вчера. И пожимают плечами: «Как можно было спастись, куда бежать? Укрыться в тоннеле? Лавина его просто зальет...» Спасательная операция быстро превратилась в поиск тел погибших. Где-то под завалами еще лежат останки людей, которые не успели бросить все и подняться в горы. Жертв могло быть больше, если бы лавина не остановилась в двадцати километрах от крупного села Гизель. Возможно, помогли Кармадонские тоннели, принявшие на себя основную силу селевого потока. Теперь проехать Кармадонское ущелье насквозь, от поворота с шоссе Владикавказ — Алагир до отдаленных горных сел, невозможно. Старая дорога шла по долине реки Гизельдон, по дну ущелья. Когда-то здесь была оживленная трасса, которая вела к минеральным источникам и Даргавсскому некрополю, популярному у туристов. Теперь машины встречаются совсем редко, туристические автобусы выбирают другой путь. Огромный белый памятник жертвам лавины виден уже у поворота с трассы на Кармадон. Чуть дальше, за поворотом на село Кобан — царство мертвых. Долина и сейчас, через десяток лет, выглядит как место природной катастрофы: разнокалиберные камни, песок, молодая поросль, остатки разрушенных бетонных береговых укреплений. Дорога внезапно упирается в завал: мелкие камни и песок закупорили тоннель. Дальше пути нет. Чтобы объехать завалы, надо возвратиться назад, свернуть в Фиагдонское ущелье, потом на Даргавс и уже оттуда — на Кармадон.В 2010 году дорогу через Кармадонское ущелье начали восстанавливать. Ее прокладывают по новому маршруту, через село Кобан. Прежний маршрут входит в «красную зону», где строительство запрещено. Сходы ледника в этих местах случаются раз в полвека, а то и чаще. Новая трасса пройдет так, чтобы очередная лавина не снесла ее. |