Домашняя страница
Написать по email
Карта сайта


Главная
ВИДЕО наших туристов
Все Путешествия
!ПРИГЛАШАЕМ НА ЭКСКУРСИИ!
#Горячие источники Парабели и Белого Яра
#ТОМСКИЕ МОРЖИ
Абхазия
Австрия
Алтай Горный
Алтайский край
Аляска
Афганистан
Африка
Байкал
Белоруссия
Болгария
Бурятия
Владивосток
Владимирская область
Вьетнам
Германия
Гималаи
Гонконг
Горная Шория
Греция
Грузия
Дагестан
Домбай
Доминиканская республика
Европа
Египет
Ергаки
Израиль
Индия
Индонезия
Иордания
Иран
Иркутская область
Испания
Италия
Кабардино- Балкария.
Казахстан
Калининградская область
Камбоджа
Камчатка
Карачаево- Черкессия
Кемеровская область
Кипр
Киргизия
Китай
Корея
Королевство Бутан
Королевство Дания
Краснодарский край
Красноярский край
Куба.
Кузнецкий Алатау
Курильские острова
ЛИКИЙСКАЯ ТРОПА
Лаос
Ленинградская область
Макао
Мальдивы
Мальта
Мексика
Монголия
Москва
Московская область
Мьянма
Непал
Нижний Новгород
Новая Зеландия
Новосибирская область
ОХОТА и РЫБАЛКА
Омская область
Осетия
Пакистан
Пакистан-Афганистан Пакистано-афганская граница
Памиро-Алай
Пензенская область
Планета Земля
Приморский край
Россия
США
Санкт- Петербург
Саяны
Саяны, Алтай, Карелия, Кавказ, Камчатка, Тува, Волга
Свердловская область
Северная Осетия-Алания
Северный КИПР
Сирия.
Сицилия
Сочи
Ставропольский край
Таджикистан.
Таиланд
Тибет
Томск
Томск (окрестности)
Томская область
Томская область д.Нагорный Иштан
Тува
Туркмения
Турция.
Украина
Урал Северный
Франция
Хакасия
Ханты-Мансийский Автономный Округ г. Надым(ЯНАО) и Усть-Илимск (Иркутская обл.)
Чехия
Шри-Ланка
Эко - йога тур
Экспедиция "Восточный Гиндукуш" территория Афганистан Пакистан.
Якутская область
Ямал
Ямало- Ненецкий автономный округ
Путешественники
Новости
О проекте
Опросы
Статьи
Контакты
Подписка на новости
Интересно
Как выбирать, паковать и одевать рюкзак в походе.
Времена, когда люди ходили с неудобными и тяжёлыми рюкзаками, остались далеко в прошлом. Современные технологии позволяют насладиться окружающими красотами, практически не обращая внимания на дополнительный вес за спиной. Всё это – благодаря анатомической конструкции рюкзака.
Далее
ПРИГЛАШАЕМ В ПУТЕШЕСТВИЯ!

ПУТЕШЕСТВИЯ ПОД КЛЮЧ



Все Путешествия  » Германов Александр
Томская область: Томск- солдатская синагога

    Около половины томских кантонистов, несмотря на увещевания, сохранили верность религии предков. Повзрослев и закончив службу, они в большинстве своем оседали в Томске и играли особую роль в жизни местной еврейской общины. Именно усилиями бывших кантонистов в Томске была создана, насколько нам известно, первая в Сибири военно-молитвенная солдатская школа, историю которой описал все тот же Герцель Цам. Некоторое время, вспоминает он, бывшие и настоящие солдаты из евреев ходили в "каминерскую" синагогу, но "особым приветствием" там не пользовались. Однажды солдат, если верить Цаму, просто не пустили дальше раздевальни, и тогда они решили образовать отдельное молитвенное общество. В 1864 г. солдаты приступили к сбору пожертвований на выписку сейфер-торы*. К лету 1865 г. было собрано 150 рублей, на которые солдаты и приобрели собственный свиток. При освещении свитка было собрано еще 263 рубля, после чего было получено разрешение у начальства на аренду помещения для молитв в доме некой чиновницы в Затеевском переулке. К осенним праздникам 1865 г. был открыт сначала временный молитвенный дом, а в 1872 г. на собранные средства удалось построить постоянное здание для военно-молитвенной школы. Для управления ею старейшинами и казначеями в течении 34 лет избирались отставные и служившие солдаты. По мере того, как солдат становилось все меньше, в старосты стали выбираться и евреи из новососланных. А первым старостой и казначеем одновременно стал, естественно, Герцель Цам .


* Сейфер-тора — синагогальный рукописный свиток торы.


Постепенно солдатский молитвенный дом обустраивался. Купец Шмуль Волобринский передал ему собственную библиотеку старых талмудических книг. В скором времени сыновья этого купца Мойше и Мордхе пожертвовали для библиотеки подходящий шкаф. Купец Григорий Хаймович купил в молитвенный дом висячую трех-ярусную посеребренную люстру на 32 свечи. Когда в 1906 г. солдатская синагога сильно пострадала от пожара, опять же на пожертвования (и не только солдатские) ее удалось восстановить и даже немного расширить. А в подвале с того времени появились две большие печи для изготовления мацы к пасхе.


История с солдатский синагогой в Томске — не только важное свидетельство сохранившихся у бывших кантонистов религиозных чувств, но и отражение специфически сибирских проблем, возникавших здесь внутри еврейских общин. Любопытен в этом смысле и другой документ. В 1889 г. томскому губернатору поступило прошение от проживавших в городе ссыльных евреев о разрешении им построить синагогу "с наименованием Александровской в память о чудесном избавлении Его Величества Государя Императора и Его Августейшей семьи от грозившей опасности при крушении железнодорожного поезда 17 октября 1888 г." К своему ходатайству просители добавляли, что строительство синагоги на собственные средства ссыльных необходимо "в виду неприязненного и пренебрежительного отношения к ним томских мещан и купцов из евреев, выражающегося даже в удалении их во время моления из синагоги..." Губернатор отправил прошение на рассмотрение Общего губернского правления, которое, в свою очередь, обратилось за разъяснениями к еврейскому духовному правлению. Последнее не согласилось с жалобами просителей на притеснения, но и не высказало возражений против постройки нового молитвенного дома. В итоге губернское правление постановило: "...в виду того, что неприязнь здешних жителей евреев к ссыльным, хотя и не выражается, быть может, в удалении их из молитвенных зданий, тем не менее вполне возможна и, проявляясь в чем бы то ни было, оскорбляет их, обостряет отношения, губернское правление полагало бы разрешить постройку не синагоги, а молитвенной школы в память чудесного избавления 17 октября 1888 года Государя Императора с Августейшей семьей от опасности с присвоением ей названия "Александровской"..." . Этот эпизод, как и история с солдатской синагогой, свидетельствуют о том, что еврейским общинам в Сибири были свойственны, видимо, совершенно не характерные для "черты оседлости" противоречия: между старыми и новыми ссыльными; между ссыльными и добровольно прибывшими в Сибирь евреями; между всеми этими категориями и кантонистами. Таким образом, старая еврейская присказка "на двух евреев — три синагоги" вполне применима, как ни странно, и к реалиям жизни народа в Сибири прошлого столетия.
















Комментарии

Нет ни одного комментария


Добавить комментарий


Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться!

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на сайте




Форма авторизации
Логин: 
Пароль: 
Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Постоянно набираем группы в поездки:

Набираем группы в поездки на Горячий источник, как на выходные- суббота-воскресенье, так и на несколько дней!



Набираем группы для поездки в Могочинский монастырь, звоните: 8-923-411-2945 Ближайшая поездка


ПРИГЛАШАЕМ В ПУТЕШЕСТВИЯ!



2009 © Клуб вольных туристов
Туристы всех стран объединяйтесь!