Времена, когда люди ходили с неудобными и тяжёлыми рюкзаками, остались далеко в прошлом. Современные технологии позволяют насладиться окружающими красотами, практически не обращая внимания на дополнительный вес за спиной. Всё это – благодаря анатомической конструкции рюкзака.
Турция.: Анталия. Фестиваль искусств. Рисуем по воде и печатаем платок.
О выставке искусств и ремёсел я уже рассказала. У многих палаток я останавливалась на пару минут, у других простояла подольше. А у двух палаток провела времени больше. В них мастера не просто представляли свои работы - они их создавали прямо на глазах публики. и даже...предлагали посетителям поучаствовать. Ну как можно пройти мимо такого? В первой палатке парнишка - художник делал набивной рисунок на платке. Прямо на наших глазах простой кусок льняной ткани (правда очень тонкой и красивой) превращался в платок с узором.
Несмотря на юный возраст, у него точный глазомер и ловкие руки: узоры ложатся ровно и симметрично без всяких замеров. В его равномерных движениях было что-то от танца. Трафарет в краску - прикладывается к ткани - два точных удара кулаком - готов элемент. Снова: краска - два удара - готово. И так пока не заполнится узором нужный участок ткани. Мне захотелось купить что-нибудь в этой яркой лавочке. И сколько я не выбирала - вернулась к тому платку, что сделали на моих глазах! И совсем замечательную палатку я встретила в самом конце выставочных рядов. Все стены её были увешаны картинами. похожими на наши акварели. Я долго рассматривала их и тут одна из женщин обратилась ко мне по-русски. Я очень удивилась - как она догадалась. что я из России? Оказалась, что художницы-сёстры - бывшие жители СССР, азербайджанки, много лет живущие в Турции. Мы разговорились, я спросила, что это за интересная техника рисунка. Ответ меня поразил. Оказалась. что все эти рисунки созданы....на воде! "Как это - на воде?" - "А вы попробуйте!" - был ответ. Кто же откажется?)) Оказалось, это старинная техника рисования на особым образом подготовленной воде. Называется она ЭБРУ (ударение на втором слоге). И является почти исключительно турецким видом творчества. Для создания рисунка не годятся привычные кисти и краски и движения рисующего сильно отличаются от привычных нам.
Как я позже прочла на одном сайте, "эбру" - это нечто среднее между рисованием и медитацией. Полностью согласна с таким описанием! Ведь вода не даёт второго шанса на создание линии, какое у тебя настроение - так и будет выглядеть рисунок! Мой рисунок, конечно смешной и детский. Но я его очень люблю. Он - отражение моего тогдашнего детского удивления и восторга от новых знаний. В тот день, к девизу сайта "узнавать и познавать" , добавила бы ещё слово - "пробовать и учиться". Ведь каждое путешествие должно нас чему-то научить?
Трафареты для печати. Можно -узор, можно - портрет Ататюрка, патриотично так)
Движения автоматические - на работу парень почти не смотрит!
Спасибо турецкому мастеру!
Эта картина остановила меня первой...
Знаменитые крутящиеся дервиши ...
Художница, Жаля, начинает объяснять, что и как надо делать.
Александр, это действительно удивительная страна!
Расхожее представление, что Турция - это пляжи и еда - миф для ленивых!
Начав читать про страну, я сначала просто растерялась от возможных маршрутов путешествий! Но потом решила не распыляться, а осмотреть ближайшие интересные места. Сколько ещё не увиденного - вы не представляете...
Так что смело планируйте поездку туда - не заскучаете! Но лучше наметить основное ещё тут. К сожалению, турагенты не очень сильны в истории и географии страны. Они рекламируют лишь то, что им выгодно.
Лека, спасибо!
Рисунок делается действительно на воде. Она специально подготовлена, в ней растворены некие вещества, но при рисовании это не чувствуется!
Основа для рисунка - ванночка с этой водой, краски (тоже специальные) , несколько кистей и особые шильца с помощью которых делаются линии. А ещё - много бумажек, можно газетных, чтобы обтирать инструменты после каждой линии.
Фон. Две кисточки. смоченные в нужной краске. ими легонько постукиваешь над водой. Капли растекаются по воде , заполняя поверхность воды. Можно в одну краску, можно несколько ( у нас - три). Если их не трогать - будут пятна, если провести по ним шильцем - разводы.
Цветы. Шильцем набираем краску, опускаем в воду - появляется круглое пятно, это основа. Дальше - смотря какой цветок нужен. Каждый лепесток - это движение шилом от края кружочка к середине. В конце каждого движения шило слегка притапливаем, как бы смывая краску. Четыре движения к центру круга - четыре лепестка. Бахрома - наоборот, проводим шилом от середины лепестка к краю, вытягивая пятно. Так формируется каждый цветок, или лист.
Рисование требует точности движения и терпения. Второй раз линию не проведёшь - нарушишь предыдущее!
Когда рисунок готов, накрываем воду листом бумаги и краски переходят на него. Осторожно вытягиваем лист за углы, как бы стирая о край ванночки лишнюю воду. Сушим.
Интересно, что рисунок на листе - зеркальное отражение рисунка на воде.
Я смотрела на рисунки Жали и думала - а как рисовать слова? Их же надо писать наоборот! А ведь слово надо не только прочесть, но и шрифт должен быть красив!
А ещё важно быть в хорошем, гармоничном настроении. Иначе твоё нервное состояние непременно отразится на плавности линий! У японцев есть такое упражнение: если нужно исправить настроение, нужно писать иероглиф до тех пор , пока не получится красиво! Так и тут - гармония в душе - гармония в рисунке...и наоборот...